Правила игр

Уважаемые логопеды, дефектологи, учителя начальных классов и родители!

Эти простые и динамичные игры для детей, которым нужно чуть больше упражняться, чтобы запомнить и научиться применять правила русского языка. Увлекательный характер игр обеспечивает многократное повторение ребятами терминов и правил по собственному желанию ещё и на эмоциональном подъёме.

Кубики тренируют:

  • умение находить безударную гласную в корне слова
  • навык подбирать проверочные слова
  • способность определять падеж и склонение
  • умение чётко ориентироваться в частях речи и членах предложения

Можно играть индивидуально, с группой до 4 человек или по командам!

Найди свою часть речи

Комплектация:

  • 2 кубика
  • 1-й кубик «части речи»: сущ., прил., глаг.
  • 2-й кубик: подлеж., сказ., доп., опред., обстоят., любой член предложения
  • 4 ламинированные карточки с предложениями

Ход игры:

  • Игроки по очереди бросают кубик «Части речи».
  • Находят на карточке в своём предложении слово, которое соответствует выпавшей на кубике части речи. Отмечают его на карточке маркером или выписывают. Сколько таких слов в предложении — столько баллов игрок получает.
  • Бросают второй кубик «члены предложения».
  • Находят на карточке в своём предложении слово, выпавшее на кубике, которое является членом предложения. Отмечают на бланке маркером. Сколько таких слов – столько дополнительных баллов.
  • Можно использовать один или оба кубика.
  • Каждый игрок выбирает в свой ход на карточке следующее предложение.
  • Подсчитывается сумма баллов у каждого игрока.

Собери падежи

Комплектация:

  • 2 кубика
  • 1-й кубик: названия падежей
  • 2-й кубик: вопросы (как подсказка, проверка)
  • набор предметных картинок (12 шт./ ж.р., м.р., ср.р.)
  • карточки (24 слова во всех падежах) для самостоятельного разрезания

Вариант 1

Цель — Первым изменить название предметной картинки во всех шести падежах.

Ход игры:

  • Каждый игрок выбирает себе предметную картинку.
  • Игроки по очереди бросают кубик «Падежи», изменяют название своей картинки в соответствии с выпавшим падежом и записывают на листочке.
  • Если какой-то падеж выпадает повторно, игрок пропускает ход.
  • Второй кубик для подсказки или проверки.
  • Дополнительные баллы: подобрать к названию предметной картинки прилагательное, просклонять его вместе с существительным.

Вариант 2

Цель — Собрать 6 карточек со словами в разных падежах.

Ход игры:

  • Карточки со словами в разных падежах раскладываются в центре стола.
  • Каждый игрок бросает кубик «Падежи» и выбирает из разложенных на столе карточек ту, на которой написано слово (слово с предлогом) в выпавшем падеже, забирает её себе.
  • Если какой-то падеж выпадает повторно, игрок пропускает ход.
  • Второй кубик для подсказки или проверки.

Вариант 3

Цель — Заработать больше баллов.

Ход игры:

  • Игроки по очереди бросают кубик «Вопросы».
  • Кто быстрее произнёс название падежа, которому соответствуют выпавшие вопросы, и схватил кубик, тот получает балл.
  • Игра продолжается до 10 баллов.

Безударная гласная в корне

Комплектация:

  • 2 кубика
  • 1-й кубик: корень и ударение — схематичное изображение
  • 2-й кубик: гласные А, О, И, Е, Я, любая
  • 4 карточки со словами (не разрезаются)
  • 4 карточки с пропущенными безударными гласными (не разрезаются)

Вариант 1

Цель — Первым зачеркнуть все слова на своей карточке.

Ход игры:

  • Каждому участнику или команде участников раздаются карточки со словами и маркеры.
  • Игроки по очереди бросают кубики. Если на первом кубике выпадает обозначение корня без ударения, на карточке следует искать слово с безударной гласной в корне слова. Если выпадает обозначение корня с ударением, то надо искать проверочное слово, где гласная в корне находится под ударением. Слово, с какой именно гласной искать, покажет второй кубик.
  • Искомое слово зачёркивается.

Вариант 2

Цель — Первым зачеркнуть все слова на своей карточке.

Ход игры:

  • Каждому участнику или команде участников раздаются карточки с пропущенными безударными гласными.
  • Игроки по очереди бросают кубик с гласными буквами и ищут на своей карточке одно из слов, которому подойдёт выпавшая буква.
  • Если слова с выпавшей буквой на карточке уже закончились, игрок или команда пропускает ход.